Страна Люди Справочная Кухня Образование Иммиграция Политика Статьи

Петах-Тиква

Петах-Тиква ("врата надежды" в переводе с иврита) - город, который не привлекает туристов, хотя он самый старый из "новых" городов Израиля. Он старше Реховота и Нетаниии и уж конечно, намного старше Модиина.
Сельскохозяйственное поселение Петах-Тиква было основано в 1878 году группой религиозных евреев- выходцев из Иерусалима, на участке в 300 га. на берегу реки Яркон в 13 км. от морского побережъя. В 1883 году из-за опасности малярии поселение перенесли несколько дальше от берега Яркона. В то время в поселении было 66 жителей и 10 домов.
Но дела в поселении шли неважно и управление и помощь поселенцам взяла на себя администрация барона Э. де Ротшильда. Были осушены болота. Одним из способов осушения болот была посадка эвкалиптов и до сих пор в старой части городе встречаются большущие эвкалипты, которые гордо поднимаются над 9 - 12 этажными домами. Было налажено и стало приносить доход сельское хозяйство. А горожане впоследствии построили арку в честь барона Э. де Ротшильда, которая находится в самом центре Петах-Тиквы на улице Ротшильд.
Конечно, тогда в окружении одно и двухэтажных домов арка смотрелась достаточно внушительно, но сейчас на фоне двадцатиэтажки - не очень.
Население Петах-Тиквы неуклонно росло: в 1901 г. - 800 человек, в 1913 г. - 3.000, в 1928 г. - 6.500, в 1938 г. - 20.000. В 1938 году Петах-Тиква получила статус города. В это же время создаются первые промышленные предприятия, естественно, по переработке и консервированию фруктов.
Сейчас Петах-Тиква - крупный современный город с 200.000 населением и второй (после Хайфы) промышленностью.
Петах-Тиква расположена в 10 км. от Тель-Авива и ограничена тремя из основных шоссе: 4-ым шоссе на западе, транссамарийским шоссе № 5 на севере и шоссе № 40 на востоке, которым город напрямую связан с международным аэропортом Бен-Гурион и далее с Беер-Шевой. В нескольких километрах к востоку проходит трансизраильское шоссе № 6. Площадь города 38 кв. км.
В городе еще осталось несколько кварталов почти нетронутых с начала прошлого века. Неказистые одно- и двухэтажные домики. Явно небогатые. Недаром здесь в 1911 году открылся первый в Израиле рабочийклуб и затем создана больничная касса и здесь начиналась рабочая партия "Тнуа ле-ахдут ха-‘авода", известная сейчас как просто Авода.
Вобще, центр города плотно застроен домами 50-ых - 70-ых годов с небольшими вкраплениями более раней и более поздней застройки. Все это выглядело довольно неказисто. Но в последнее время (уже лет десять) в Петах-Тикве активно взялись за улучшение внешнего вида города. Постепенно приводятся в порядок центральные улицы, что конечно создает множество проблем траспорту и, естественно, жителям хорошо, что временных (на год - полтора).
В центре города продолжается точечная застройка, а так как последние несколько лет жилые дома строят в основном многоэтажными (20 этажей и выше), то торчащий среди 2-ух - 3-ех этажных домов "карандаш" смотрится не очень уместно.
Может быть, расчет состоит в том, что за 10 - 15 лет все ветхие здания снесут. В принципе, грандиозные планы полной перестройки центра существуют. Но осуществлятся ли?
Совсем по-другому выглядят новые кварталы Петах-Тиквы, особено построенные уже в новом веке. Сейчас создается впечатление, что израильтяне вдруг открыли Петах-Тикву, как привлекательный и удобный город.
В течение пяти лет с 2003 года по 2008 год население выросло на 12,5%, что гораздо выше среднего прироста по Израилю. И, например, в 2008 году было продано 1250 новых квартир, что много для города с 200.000 жителей. Можно сказать, что город переживает такой же строительный бум, какой в 90-ых годах прошлого века был в Ашдоде и по тем-же причинам (работа, цены на квартиры). А по ценам на жилье Петах-Тиква уже оставила Ашдод далеко позади.
Мне кажется, что такое бурное строительство закончится взлетевшими ценами на жилье и транспортным коллапсом и тогда весь бум потихоньку сойдет на нет (как в Ашдоде). Но цены врядли уже опустятся на прежний уровень.
Но вернемся в новые кварталы Петах-Тиквы. 
Новые кварталы выглядят прекрасно. Разнообразная архитектура, продуманность даже в мелочах. И новые подходы. Например своеобразный парк, который протянулся позади стоящих вдоль улиц домов. А в парке большое количество зелени и даже - проточный пруд. Пусть и не большой, но с лягушками, рыбами и со всем, что полагается приличному пруду.
Но, на мой взгляд очень важное но. В новых районах совешенно отсутствует инфраструктура. И боюсь, она даже не предусмотрена в проекте. Можно пройти несколько кварталов и не встретить ни одного магазина или кафешки или фалафельной.
Такое впечатление, что новые кварталы построены с одной целью - приехал домой, поел, поспал и - на работу. Но это же скучно. Впрочем, будем надеяться, что я ошибаюсь.
Вобщем, если не говорить об этом небольшом недостатке, то новые кварталы Петах-Тиквы являются очень неплохим местом для жизни.
В Петах-Тикве наверное самое большое в Израиле число врачей и больничных коек на 1000 жителей.
Само-собой, в городе имеются приемные пункты и поликлиники всех больничных касс. Но кроме того в Петах-Тикве расположено и шесть больниц.
Медицинский комплекс им. Рабина ( Бейлинсон), который включает в себя медицинский центр Бейлинсон и онкологический центр - Давидоф. В комплекс входят психиатрическая больница, детская клиническая больница Шнайдер и центр медицинских исследований Тель-Авивского унивеситета.
Еще в Петах-Тикве есть больница Шарон и больница Бейт-Ривка, гериатрический центр. А педиатрический центр - крупнейший и самый современный из детских больниц на Ближнем Востоке. Конечно же и несколько частных больниц.
Удобное местоположение города позволяет достаточно быстро попасть в любой город центра или севера страны, с которыми существует регулярное автобусное сообщение. А в Тель-Авив из Петах-Тиквы можно попасть по улице З. Жаботинского. Сначала, двигаясь по этой улице, вы пересечете Бней-Брак (город меньше Петах-Тиквы), затем Рамат-Ган (город такой же, как Петах-Тиква), и в Тель-Авиве улица З. Жаботинского перейдет в улицу Менахема Бегина, что правильно не только географически, но и политически.
И несколько слов о городском транспорте. Городской транпорт насчитывает десятки
  маршрутов, охвативших весь город и его промзоны. Городские маршруты Петах-Тиквы доходят до Тель-Авива и до города-спутника Рош-Айна.
Маршрутные такси на Тель-Авив работают круглые сутки, всю неделю и весь год, кроме одного дня. По такому-же графику работает и множество обычных такси.
Две железнодорожные станции "Сгула" и "Кирьят-Арье" позволяют с пересадкой доехать до всех крупных городов Израиля.
 Население 202.000 человек.
Средняя цена 4-ех комнатной квартиры - 1.160.000 шек. (2009 год) 
Арнона (2009 год) 60 шек.
Зеленые насаждения - 180 парков и скверов. Национальный парк
Учебные заведения:
61 начальная школа 15 гимназий 2 колледжа.
Места занятости - все три промзоны города. Медицинские учреждения. Прилегающие города.
Жителей: до 18 лет-32%. Пенсионеров-14%. Безработица - 14.7%.
  Промышленная зона Петах-Тиквы как бы полукольцом огибает город от перекрестка Сгула до перекрестка Мураша. Собственно промзона состоит из трех зон Кирьят-Арье, Кирьят-Маталон и Сгула.
В промышленной зоне находится более 2000 предприятий и учреждений работающих в различных областях. Здесь трудится более 22.000 рабочих не считая инженеров, техников, администраторов и клерков.
Более половины рабочих заняты в текстильной, металлообрабатывающей, пищевой, деревообрабатывающейпромышленности и химической промышленности (изделия из пластмас, резинотезнические изделия, косметические товары).
Здесь находятся предприятия таких крупных концернов как Тева (один из крупнейших в мире производитель лекарств), кстати здесь же находится и его администрация, предприятия и администрация концерна Осем (производство продуктов питания, тоже не последнего в своей отрасли).
И израильский центр швейцарской корпорации "Nespresso", которая выпускает отличные машинки для варки кофе и всегда свежемолотый кофе в своих капсулах тоже находится здесь.
Но в промышленной зоне Петах-Тиквы есть не только предприятия традиционных отраслей промышленности. В последние годы множество предприятий высоких технологий (high-tech) перенесли сюда свою деятельность.
Это мировые корпорации такие, как "Oracle", чья штаб-квартира находится в промзоне Петах-Тиквы, корпорации "Intel" и "IBM". Здесь же крупнейший в Израиле центр обработки данных и коммуникационный центр. А также фирмы "ECI Telecom" и "Alcatel-Lucent". Множество предприятий электронной промышленности разбросаны по всей промышленной зоне Петах-Тиквы.
Но не только заводы, фабрики, мастерские и офисы находятся в промзоне города. Здесь же вы увидите и большие магазины и супермаркеты почти всех торговых сетей Израиля.
Но и это еще не все. Здесь же расположилось множество фалафельных, закусочных, кафе и ресторанов. Создается впечатление, что в промзоне их больше, чем в городе. Примерно половина из них работает с утра до ночи и в шабат. И горожане с удовольствием проводят здесь время, иногда засиживаясь до трех часов ночи. Вот на снимке вы видите один такой уголок развлечений. В кадр попали еще не все заведения.
Вот такой город Петах-Тиква город, который не посещают туристы