Здравствуйте.
Интерес к готовому бизнесу у российских предпринимателей растет. В условиях вялотекущего кризиса, который вроде бы и закончился, а вроде и нет, у бизнесменов растет спрос в компаниях с уже отлаженными процессами.
Более того, некоторые специалисты стали специализироваться исключительно на процессах сперва создания, а потом и продажи малого бизнеса. В некоторых нишах и отраслях такой подход себя оправдывает, в некоторых нет. Но, что важнее – спрос есть, спрос устойчивый, и если вы чувствуете, что бизнес успел надоесть, или когда срочно понадобились средства, актив можно (и нужно) выставлять на продажу.
В статье расскажем, как это сделать, быстро и с максимально возможной выгодой.
Шаг первый. Обращаемся к бизнес-брокерам
Без этих, не всегда достойных, но всегда значимых специалистов бизнес сейчас, пожалуй, что и не удастся продать. У брокеров есть два неоспоримых преимущества: собственные рекламные площадки, долго работающие в сети и SEO-оптимизированные, и какая-никакая сформировавшаяся база клиентов-покупателей.
Первое преимущество где-то и важнейшее: мало просто написать коммерческое предложение, его еще надо опубликовать так, чтобы потенциальный покупатель с ним познакомился. Места для публикации – у брокеров, которые берут хлопоты об интернет-маркетинге на себя.
Кроме того, брокеры помогут в работе над вторым шагом.
Шаг второй. Узнаем покупателей и подлаживаем бизнес под них
В зависимости от того, как мыслит, какие цели и задачи преследует будущий покупатель, надо готовить несколько вариантов презентации продажи малого бизнеса.
Давайте разделим покупателей бизнеса на четыре типа.
Первый тип – это специалисты в конкретной сфере, которые хотят стать в ней собственниками. Ваш бизнес, в рабочих процессах, в производстве и услугах, они могут понимать не хуже вашего. Поэтому покажите, что, во-первых, с рабочими процессами все в порядке, а во-вторых, что у всех не до конца понятных элементов бизнеса, вроде финансовой модели, нет проблем. Что риски здесь сведены к минимуму – вы готовы проконсультировать человека и после продажи, поэтому он может смело покупать и сразу же получать прибыль.
Второй психотип – инвесторы. Бизнесмены, которые давно в бизнесе, и для которых ваш актив станет частью деловой сети. Для инвесторов заказываем оценку стоимости у оценщиков, которые должны написать её в соответствии с нормами МСФО, и сами пишем бизнес-план. В бизнес-плане указываем, за счет каких процессов идет прибыль, как эту прибыль можно увеличить, как масштабировать бизнес.
Третий психотип покупателей – инвесторы финансовые и стратегические, представители финансово-промышленных групп. Подход к этим инвесторам нужен особый – и мы посвятим ему отдельную статью.
Следующую.
Благодарим за внимание.
Дата: 29 июня 2017